14 мая 2020 г.

В освобождённом от фашистов Берлине





 «Мир не без добрых людей»,  -  любил повторять  мой отец, когда вспоминал свою службу в послевоенном Берлине.  На  него там  в 1945 году было совершено покушение, и он едва не лишился жизни  уже в мирное время...

(Вера Измайлова)

    Александр Измайлов  был призван в армию в 1944 году и  направлен на учёбу в Канско-Ачинское  лётное училище уже к концу войны. Очень хотел   отомстить за старшего брата – Фёдора (политрука), погибшего в 1942 году.  В своих мечтах Александр видел, как бомбит логово фашизма – Берлин.  Учился в училище, как и в школе,  на отлично,  успешно  совершал парашютные прыжки. Но вдруг случилось непредвиденное  событие –   при очистке от снега учебного аэродрома  застудил левое ухо. Сильное воспаление привело к снижению слуха, и очень расстроенного  курсанта  перевели в Рязанское пехотное училище. И тут – победа! Великое ликование  всего советского народа.

  В июне 1945  в приказе  Сталина № 370 было отмечено, что в Параде Победы  24 июня 1945 года будут участвовать  не только воины-победители, но и курсанты военных училищ.  Отец удостоился такой чести. Он был всегда немногословен, но парад Победы любил вспоминать, особенно незабываемый момент, когда  вражеские  знамёна были брошены на помост у Мавзолея. Воины несли их в перчатках, подчёркивая отвращение к этим «реликвиям»  фашизма.  После парада перчатки были сожжены…

   После  ускоренного выпуска из  училища, Александр Измайлов  в 1945 году был направлен в освобождённый от фашистов Берлин. Служил при комендатуре. Воспоминаний было много: о простых немецких людях, оказавшихся заложниками войны, которую развязал Вермахт, об отношениях с союзниками – американцами, которые тоже находились в Берлине. И конечно  о том, как он – молодой лейтенант  участвовал  в организации оцепления    Нюрнбергского процесса.

     Летом 1945 года жители Берлина усердно убирали улицы от обломков разрушенных зданий. Была даже восстановлена трамвайная линия на одной из улиц. 

Немцы  относились к освободителям от фашизма по - разному: пожилые чувствовали себя виноватыми, а подростки, «как зверьки» - настороженно.  Постепенно в город возвращалась мирная жизнь: прогуливались молодые женщины с детскими колясками, в хорошую погоду на улицах было людно, открывались даже небольшие рынки по обмену разными вещами. В одном из таких молодой лейтенант  Александр Измайлов купил аккордеон и с увлечением в свободное время учился играть на нём. Помогал  пожилой немец, который и продал ему музыкальный инструмент. Общаясь с ним, отец значительно улучшил знание немецкого разговорного языка. Это очень помогло ему в службе при комендатуре. Но  осенью 1945 года отец  едва не погиб… Он ехал  на мотоцикле по делам комендатуры по разрушенному Берлину, было очень темно. Ничто, кроме фары мотоцикла, не освещало дорогу,  не до конца расчищенную от обломков  зданий. Вдруг его ослепил свет фар  появившейся из-за поворота машины. Она была американская. Отец  сделал попытку разъехаться на узкой дороге, но машина ехала прямо на него,  не сбавляя скорости. Тогда лейтенант со своим мотоциклом максимально прижался к полуразрушенной стене, но и это не спасло от столкновения. Последнее, что он запомнил – скрежет металла,  когда  американская машина «таранила» его мотоцикл…  Потом был сильный удар головой.

    Только утром  отец смог с трудом открыть глаза. Рядом валялся разбитый мотоцикл и его открытая полевая сумка. Кто-то копался в документах, но среди них в ту ночь не было никаких секретных бумаг.  Пошевелиться отец не мог, все тело было сковано болью,   особенно болела голова и сильно кружилась. Состояние ухудшалось, но никто не проезжал мимо. Вдруг послышались  голоса – разговаривали на немецком языке. Это были парень и девушка, они подъехали на велосипедах и остановились. Юноша убеждал девушку ехать дальше, но она просила оказать помощь русскому офицеру. Отец хорошо знал немецкий, но находился в полузабытье и даже не мог попросить о помощи.  Юноша – немец очень опасался, что их могут обвинить в покушении на  офицера, но девушка упорно настаивала на своём – помочь.

  Очнулся отец только на следующий день уже в госпитале. У него было сильнейшее сотрясение мозга  и ушибы. Немцы все-таки привезли его в госпиталь и вовремя: он мог потерять зрение.  Очень хотелось отцу, чтобы эта  молодая пара вернулась его навестить,  но немцы, наверно, не решались это сделать. Так и  не поблагодарил   он своих спасителей, но в памяти этот случай хранил и родным рассказывал.

  Мой отец  - Измайлов Александр Алексеевич  прослужил в Вооруженных Силах   27 лет.



Комментариев нет:

Отправить комментарий