14 апреля 2020 г.

Два столпа общества социальной справедливости


     Излагая свои взгляды по характеристике общества социальной справедливости в предыдущих статьях, мы попытались дать разъяснение этого процесса в наиболее упрощённом, схематическом виде, если угодно, - «дефисном» уровне. Картина неизбежности перехода к новому уровню общественного развития вырисовывается довольно ярко. Об этом говорят политологи, аналитики и общественные, политические деятели,  и даже те, кто не желает перемен. В существующих условиях они не находят выхода из кризиса, признают его, но «альтернативой» старого порядка желают видеть, всё тот же, «прогнивший» капитализм.
     К анализу этого вопроса мы вернёмся в другой статье, а сейчас наша задача в  другом: в упрощённом для понимания виде рассмотреть основополагающие черты  неизбежно приближающегося  времени общества социальной справедливости. Чтобы рассмотреть поближе эти черты исследуем два фундаментальных столпа, на которых, как на крепких ногах должно стоять нерушимо общество социальной справедливости.
    Нерушимо, ибо мы видели совсем недавно, в конце 20-го века, крушение советской социалистической системы – несомненно, более справедливой, чем капиталистическая система. Можно было этого избежать? Да, вполне, но изменений в изъяны построенного социализма сделано не было, и он, неизбежно, должен был разрушиться.
     При построении общества социальной справедливости прежние ошибки могут повториться, и гибель системы не заставит себя долго ждать. Допустить этого нельзя, поэтому мы и называем общество социальной справедливости, как постсоциалистическое, тем самым не отвергая социализм, как основу, но, при этом, внося в него кардинальные изменения.
                   Духовная основа общества при  социализме
   Общество социальной справедливости, как нам представляется, должно впитывать в себя многие черты социализма в СССР. Представить советский социализм легко, многие из нас в нём выросли и жили.                                                        Что составляло идеологическую основу социализма в СССР?                      Марксизм-ленинизм, руководящая сила партии, моральный кодекс строителя коммунизма. Вроде бы внушительный арсенал, который не смог спасти страну от власти перерожденцев, ориентированных на личную выгоду. Вся словесная шелуха партийного просвещения разлетелась в стороны, едва появилась возможность личностного обогащения. Все высокие и справедливые идеи были забыты и извращены. Приход к власти таких приспособленцев никем и никак не мог регулироваться. Все они говорили красивые и правильные слова. Система ротации, глубинного подбора кадров не была развёрнута.
    Моральная основа человека – это важный аспект, но этого мало. Мораль - глянец человеческих отношений в обществе, но едва отношения меняются, мораль не соблюдается. Требуется не просто словесное и поведенческое следование общепринятым правилам общества, а глубинное исследование духовных возможностей человека.  Это сложный процесс, так как духовность человека при принятии государственных, управленческих, поведенческих решений должна составлять основу общества социальной справедливости. Таких людей следует готовить, подбирать, испытывать и быстро отзывать, в случае ошибочности действий.
    Система подбора кадров, её подвижность, открытость, возможность замены новыми работниками, отзыв представителей по требованию общества – всё это должно быть продумано на всех этапах. Признание в обществе Духа человека, его бессмертной Души и необходимости её совершенствования, как главной задачи в жизни каждого – должно стать основой, на которой будут создаваться духовные устремления человека. Материальная сторона жизни не отрицается, потому что только в обществе, в материальном взаимодействии с окружающими, человек способен ускоренно выбрать путь любви, милосердия, служения и совершенствования.                                                                                                              Комиссии и экспертные оценки уровня готовности кандидатов в управленческие органы могут быть различные, важно, чтобы все вопросы решались открыто, а не келейно. Сама система общества социальной справедливости будет помогать процессу подбора и воспитания кадров, так как исчезает возможность незаконного обогащения, коррупции, привилегий и властвования над людьми. Служение обществу на духовной основе, без привилегий и властных полномочий,  станет престижным делом, помогающим людям в духовном совершенствовании.
Изменение  роли денег
     Мы все помним роль денег во времена СССР. Казалось, что с ними всё было справедливо, все получали небольшую зарплату, которой хватало на жизнь. Все вокруг будто бы жили честно и справедливо, однако при более внимательном рассмотрении  уже тогда было видно, как приторговывают дефицитом и барахлом фарцовщики. Тот, кто ведал распределением бензина, продуктов, вещей, были теневыми спекулянтами. Обкомовская дача   была вожделенным местом, а первый секретарь райкома или горкома партии – хозяином района или города, хотя их никто не выбирал... Где уж тут служение обществу, если необходимо было заниматься личным обогащением и обустройством своих близких. Создавались целые клановые структуры и сообщества. Создавалась ситуация, когда обогащение, личная корысть стали поощряться всей системой общественных отношений.  
    Членство в партии, работа в партийных структурах стала выгодным приложением жизненных сил. В таком случае, никакие меры борьбы с коррупцией не могли дать ожидаемого эффекта, а в нынешнее время – жестокого капитализма, шансов нет никаких. В Китае за коррупцию и злоупотребления властью ожидается смертная казнь, но скандалы на эту тему не утихают.                  Для решения этой непростой задачи обществу социальной справедливости необходим второй столп фундаментальной опоры.  
    Недостатки советской системы денежных отношений, власть денег при капитализме должны быть в одночасье ликвидированы в обществе социальной справедливости. Власть денег, их привлекательность,  рождающая вожделение  к накоплению, как  и их  роль в жизни следует убрать. Об этом нам напоминают труды классиков К. Маркса и Ф. Энгельса, которые требовали незамедлительно, в самом начале построения социализма, избавиться от денег, как стоимостной формы определения количества труда человека, заменив их учётной единицей рабочего времени.
    Уровень современного общества позволяет не только перейти от денег к учётной единице рабочего времени, но и сделать её безналичной, значительно упростив, открыв  для общества весь процесс получения благ от общества каждому трудящемуся.
   Во времена СССР, а тем боле в 19-м веке такой возможности не было. Сейчас банковская система, с её безналичным расчётом, позволяет развернуть этот проект. Каждый в обществе трудится, отдавая обществу своё рабочее время. Общество учитывает этот труд в учётных единицах рабочего времени (их, кстати, можно назвать тоже рублями), и возвращает их на банковскую карту. Трудящийся приобретает на эту карту любые материальные блага, услуги, материальные вещи.       Государство регулирует уровень учётной единицы в зависимости от своего развития, стимулирует опасные  условия работы, климатические, учёные,  управленческие. Те, кто делегирован обществом в управленческие структуры на демократической основе, тоже имеют свои учётные единицы рабочего времени соизмеримые с учётными единицами квалифицированного рабочего, может быть несколько выше. Всё движение учётных единиц фиксируется и может быть проконтролировано обществом. Эксплуатации человека человеком нет, и если человек может позволить себе купить яхту, дом, машину, то механика, уборщицу, водителя он нанять не может. Также должен быть отрегулирован в обществе вопрос наследования, чтобы не появлялись «мажоры» живущие за счёт родителей. 
                                                                                                                                                                     Собственникам предприятий малого бизнеса  следует установить соизмеримую учётную единицу рабочего времени, без доступа к получению прибыли от предприятия или дивидендов. Контроль за этим со стороны общества должен быть серьёзным. Взаимодействие хозяйственное между предприятиями осуществляется в другой системе учёта, которая не пересекается с учётной единицей рабочего времени. Исключением является момент безналичного перехода учётной единицы рабочего времени в систему учёта предприятия (например, покупка продуктов или получение  услуг), а также начисление учётной единицы рабочего времени из системы учёта хозяйствующего субъекта.                    Повторимся: всё это происходит в безналичной форме, под строгим контролем, учётом и сохранением данных. Честному человеку в справедливом обществе нет необходимости создавать коммерческую тайну или что-то скрывать.                                 Труд, служение обществу на духовной основе – будут в приоритете. Многие это наблюдали ещё во времена СССР. Решив эти две фундаментальные задачи, обеспечив опору, устойчивость общества социальной справедливости, можно будет развиваться быстрыми темпами, и это уже будет общество -                      постсоциалистическое. 
    Духовная основа общества, лишённая власти денег, позволит ему развиваться на справедливой основе. Соответствующие законы духовные представители общества утвердят и проведут в жизнь, согласовывая их с требованиями общества.

Александр и Вера Измайловы



2 комментария:

  1. Уважаемые Александр и Вера, прочитала ваше обращение к Н.Н. (видимо Платошкину). Оно меня очень впечатлило. Я и сама помню все недостатки социализма, согласна с вами, что их все нужно искоренять. После прочтения вашего послания я наконец поняла, почему в 1991 году народ согласился на капитализм, надеясь, что там будет лучше. И теперь, когда люди увидели, что в капитализме ещё хуже (намного хуже), оценили то, что потеряли. Вы правы, что в новую систему будут проникать "крикуны и политиканы", т.е. те, кто может красиво говорить, но не может превратить свои слова в дела. Я не совсем согласна с вами, что труд надо оценивать по количеству часов, проведенных на работе. Ведь можно просто просидеть определенное количество часов, ничего полезного не сделав за это время. Уверена, что вы этот вопрос сможете продумать. Хотя конечно, не стоит ожидать в этой статье подробного решения всех задач. В целом я в восторге от ваших глубоких размышлений по поводу построения справедливого общества. Вот только найдутся ли в будущем такие руководители, которые будут прислушиваться к таким людям как вы. Насколько я могу судить о Платошкине, то он очень категоричен в своей правоте и очень горячо её отстаивает, не терпит никаких возражений. С уважением Нина
    Кстати, спасибо за рецензию на мой сценарий "Ловушка"

    ОтветитьУдалить
  2. Здравствуйте, Нина! Спасибо за комментарий. Мы пытаемся осмыслить возможные пути перехода к обществу социальной справедливости, предлагаем варианты, чтобы не повторить ошибок советского социализма. Мы предлагаем Вам кроме блога посмотреть наши материалы на "Проза. ру". Единая учётная единица рабочего времени необходима, а ленивые не смогут её получить, если не будут работать. Руководители и организаторы, люди духовные обязательно найдутся.
    Александр и Вера Измайловы.

    ОтветитьУдалить