6 мая 2020 г.

Пропал без вести, но не пропал из памяти




   
Эту грустную историю и память о солдате Великой Отечественной хранит  моя семья, передают её каждому  новому поколению детей.  Мне рассказал её  отец – Александр Алексеевич Измайлов


(Вера Измайлова)


    У моего отца был старший брат – Фёдор. Жили они в большой сибирской деревне Ильинка, в Тюменской области. Отец мой родился в 1927 году, а брат его был старше на 9 лет. Кроме них в семье ещё были две дочки, тоже постарше  моего отца.

   Жили не богато, но и не бедно.  Дети подрастали, учились, работали в колхозе,  председателем которого долгие годы был мой дед – Алексей Егорович. Бабушка – Прасковья Корнеевна занималась домашним хозяйством.    

   Старший сын Фёдор Измайлов  был  умным, веселым, статным  - «первым парнем» в деревне. Именно ему доверили сделать на  колхозном поле «первую борозду» - на первом  в колхозе тракторе. Девушки на него заглядывались, пели по вечерам душевные песни, гуляя вокруг его дома. И так получилось, что женился Фёдор  рано, едва исполнилось 18 лет. Взял  в жёны девушку из соседней деревни. Счастья в  этой семье так и не поселилось, наверно, поторопился с женитьбой  парень…

    Шли годы, но так  видно судьбе было угодно, что приехала в село молодая учительница  Антонина, направила её коммунистическая партия в эту далёкую сибирскую глубинку. Фёдор к этому времени тоже уже  был принят в ряды партии, очень гордился этим, ударно работал в колхозе, осваивая технику. Встретились они на  партийном собрании, познакомились и полюбили друг друга… Стали тайно встречаться, но разве в небольшой деревне что-нибудь утаишь от людей?  Узнали и мать Фёдора, и молодая жена. Собрала она вещи и уехала к родителям, забрав маленькую дочь.  А он перетерпел все осуждения и партийные взыскания  и все-таки стал жить с Антониной, как муж и жена.

   Все простили Фёдора, кроме его матери. Прасковья Корнеевна  видеть не желала новую невестку… Внучку Машу очень жалела, та осталась инвалидом  детства, часто забирала её к себе пожить.

   А у  Фёдора и Антонины родились два сына. Перед Великой Отечественной войной партия предложила ему вступить в ряды Красной Армии, пройти обучение на младшего командира. Он согласился, это было в конце тридцатых годов. Фёдор Измайлов  уехал сначала без семьи, но надеялся побыстрей забрать жену и детей в то место, где он служил политруком. Но тут  грянула война…

   Успел Фёдор на несколько часов заехать  к родным – попрощаться с женой и сыновьями, зашёл и в родной дом. Отец – Алексей Егорович  Измайлов - участник финской войны, обнял сына, сказал напутственные слова. Сёстры и мой тогда ещё юный отец повисли на его плечах, плакали.  Только мать - Прасковья Корнеевна  простилась сдержанно, видно не прошла обида,  хотя материнское сердце разрывалось от горя разлуки.

   Уже в ноябре 1941 года пришло известие, что Фёдор погиб. Ни места гибели, ни захоронения  не было известно. После войны заехал в сибирское село, где жила семья Измайловых,  фронтовой друг и описал, как погиб Фёдор. На штабную избу ночью напал фашистский десант, все убитые офицеры остались в  сгоревшей избе. Никого не опознали, да и не до этого было. Родные в горе даже забыли расспросить, в какой местности этого произошло.

  Так и не увидела больше моя бабушка Прасковья своего красавца сына…  Утешением  был младший  – Александр, мой отец. Он тоже стал офицером Красной Армии, но его жизнь – отдельная история.

   Прасковья Корнеевна  прожила 80 лет, последние десять лет была парализована: не могла  толком  ни говорить, ни  двигаться. О чём думала она,  оставшись наедине с собой, со своими мыслями?  Конечно,  переживала вновь и вновь тот момент, когда провожала  сына и  в порыве обиды и ревности к невестке так не дала ему материнское напутствие…  А невестка Антонина  с сыновьями после извещения о  гибели Фёдора уехала навсегда  в Кемерово - к своим родным.

  Никто в нашей  семье не забыл эту историю. Бабушку простили за «сухое» прощание, она ведь столько выстрадала потом в своей жизни…   А место гибели старшего брата Фёдора Алексеевича долго искал мой отец Александр Алексеевич через архивы и другие учреждения, и я продолжила эту работу после его  ухода из жизни.

  В школе, в родном селе Ильинка Тюменской области, хранят память о  коммунисте, сделавшим первую борозду на тракторе, о политруке, погибшем за Родину  в  Великую Отечественную войну. 

   По результатам поиска в архивах  есть  уже  обоснованное предположение, где  погиб мой дядя –  младший лейтенант Фёдор Алексеевич Измайлов.




Комментариев нет:

Отправить комментарий